Оперантное обуславливание, также известное как инструментальное обучение, является одним из ключевых понятий в психологии поведения. Это метод, позволяющий связать поведение с последствиями, что способствует изменению и формированию определенных привычек и навыков.
Термин "оперантное" означает, что индивид на определенный стимул (например, звуковой сигнал или поведение другого организма) реагирует действием или операцией. Процесс обуславливания этого типа основывается на результатах, которые следуют за определенными действиями, и формирует связь между поведением и конкретным контекстом.
Одним из наиболее известных примеров оперантного обуславливания является эксперимент с собаками, проведенный Иваном Павловым. Павлов обнаружил, что собаки начинают вырабатывать слюну при звучании звукового сигнала, предшествующего подаче пищи. В процессе эксперимента он предлагал собакам пищу после звукового сигнала, и в конечном итоге собаки начинали вырабатывать рефлексивную слюнотечение только при услышании сигнала.
Оперантное обуславливание может происходить как при укреплении положительным стимулом (например, наградой или похвалой), так и при укреплении отрицательным стимулом (например, избеганием неприятной ситуации или наказанием). Если поведение приносит положительные последствия, то оно становится более вероятным, а если поведение приводит к неприятным последствиям, то оно становится менее вероятным.
Кроме того, оперантное обуславливание включает понятие расписания укрепления, которое определяет, как именно и с какой частотой предоставляются укрепляющие стимулы. Разные расписания укрепления могут приводить к разным результатам: некоторые могут укреплять поведение, а другие наоборот, подавлять его.
Термин "оперантное" означает, что индивид на определенный стимул (например, звуковой сигнал или поведение другого организма) реагирует действием или операцией. Процесс обуславливания этого типа основывается на результатах, которые следуют за определенными действиями, и формирует связь между поведением и конкретным контекстом.
Одним из наиболее известных примеров оперантного обуславливания является эксперимент с собаками, проведенный Иваном Павловым. Павлов обнаружил, что собаки начинают вырабатывать слюну при звучании звукового сигнала, предшествующего подаче пищи. В процессе эксперимента он предлагал собакам пищу после звукового сигнала, и в конечном итоге собаки начинали вырабатывать рефлексивную слюнотечение только при услышании сигнала.
Оперантное обуславливание может происходить как при укреплении положительным стимулом (например, наградой или похвалой), так и при укреплении отрицательным стимулом (например, избеганием неприятной ситуации или наказанием). Если поведение приносит положительные последствия, то оно становится более вероятным, а если поведение приводит к неприятным последствиям, то оно становится менее вероятным.
Кроме того, оперантное обуславливание включает понятие расписания укрепления, которое определяет, как именно и с какой частотой предоставляются укрепляющие стимулы. Разные расписания укрепления могут приводить к разным результатам: некоторые могут укреплять поведение, а другие наоборот, подавлять его.