Практически каждый подросток может попасть в ситуацию, когда ему придется принять основное решение — выпить или не выпить предложенный алкогольный напиток.
Для взрослеющих детей это попытка самоутвердиться, почувствовать себя независимым, самостоятельным. Это желание копировать модель наблюдения за окружением. Но в сложном возрастном периоде первые «проверки», «пробы», углубления в «нормы человеческих отношений» и их усвоение, самостоятельные «взрослые» шаги зачастую обречены на неудачу.
Ранняя алкоголизация детей подросткового возраста опасна особенно по той причине, что последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем во взрослом возрасте, так как в этот период происходит рост и сохранение всех жизненно важных систем и функций человека.
Эксперименты с алкоголиками наносят огромный вред психическому здоровью подростка и могут привести к такой заболеваемости, как алкоголизм.
Решающая роль в формировании ценностных ориентиров может заключаться в семейном родительском воспитании и отношении к выращиванию алкогольной продукции.
Традиции нашей страны отмечать праздники с алкоголиками ставят перед родителями сложную задачу — хотя у детей правильное отношение к спиртным напиткам.
Если у родителей есть верная стратегия поведения с детьми, она выручит в любой ситуации.
Разговаривая с подростком об алкоголе, старайтесь руководствоваться следующими постулатами:
· Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами вынуждает его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить.
Но кто они и что посоветуют родному ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
· Обсудите с подростком потенциальный вред алкоголя для здоровья и то, что подобные увлечения дают лишь иллюзию взрослости (независимости). Можно поделиться своим успешным опытом, как устояли или справились. Предложить и обсудить альтернативы времени препровождения. Важно при этом сохранять максимальную дипломатичность, по возможности не требовать и ставить ультиматумы, а договариваться и вести диалог. Именно диалог оградит беседу от стиля нравоучений, который на самом деле не приносит никакой пользы.
· Иногда первое знакомство с алкоголем происходит в семье «для аппетита», на семейном торжестве – таким образом родители только разжигают любопытство ребенка. А в более старшем возрасте, так же, «невинная» рюмочка в кругу семьи, по традиционному поводу: праздник, юбилей, гости, снимается психологический барьер.
· Транслируйте ребенку принятое в вашей семье негативное отношение к алкоголизму и особенно к состоянию, которое наступает после его неумеренного потребления.
· Практикуйте встречи с друзьями без дозы алкоголя, таким образом, чтобы общение с ребенком могло быть радостным и интересным без дополнительных стимулов.
· Продемонстрируйте свою способность справляться со стрессом и неприятностями, не прибегая к алкоголю.
· Если ваш ребенок явно выпил и в таком виде первый раз показался вам на глаза, не обрушивайтесь на подростка с упреками. Не пугайтесь и не теряйте голову. Страх, гнев, жалость, груз родительской ответственности и ощущение собственной бессилия плохие советчики. Попробуйте воздерживаться от разговоров с любыми комментариями, действуйте собранно, спокойно, по-взрослому. Он решил определить ваше состояние — значит, он вам доверяет и рассчитывает на ваше понимание и помощь.
· Содержательно говорить с выпившим подростком бессмысленно, но и откладывать этот разговор не стоит. Когда ребенок протрезвеет расскажите о том, что вы чувствовали, когда сын или дочь нетрезвы: выскажите свой страх, огорчение, удивление, возмущение («Когда я вчера увидела тебя в дверях, мне стало страшно). При этом избегайте осуждающих слов и оценок («Ты меня разочаровала»), говорите только о себе. Спросите о произошедшем накануне, чтобы не соблюдать ограничения на прием алкоголя, чтобы избежать давления. Если ребенок не хочет отвечать на ваши вопросы, не настаивайте. Даже в этом случае можно сказать, например, что все произошло в случае любого неоценимого опыта. И по-настоящему важен важный жизненный урок.
Автор:
Медицинский психолог
Центра общественного здоровья
и медицинской профилактики
Калининградской области
Магер В.А.
Для взрослеющих детей это попытка самоутвердиться, почувствовать себя независимым, самостоятельным. Это желание копировать модель наблюдения за окружением. Но в сложном возрастном периоде первые «проверки», «пробы», углубления в «нормы человеческих отношений» и их усвоение, самостоятельные «взрослые» шаги зачастую обречены на неудачу.
Ранняя алкоголизация детей подросткового возраста опасна особенно по той причине, что последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем во взрослом возрасте, так как в этот период происходит рост и сохранение всех жизненно важных систем и функций человека.
Эксперименты с алкоголиками наносят огромный вред психическому здоровью подростка и могут привести к такой заболеваемости, как алкоголизм.
Решающая роль в формировании ценностных ориентиров может заключаться в семейном родительском воспитании и отношении к выращиванию алкогольной продукции.
Традиции нашей страны отмечать праздники с алкоголиками ставят перед родителями сложную задачу — хотя у детей правильное отношение к спиртным напиткам.
Если у родителей есть верная стратегия поведения с детьми, она выручит в любой ситуации.
Разговаривая с подростком об алкоголе, старайтесь руководствоваться следующими постулатами:
· Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами вынуждает его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить.
Но кто они и что посоветуют родному ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
· Обсудите с подростком потенциальный вред алкоголя для здоровья и то, что подобные увлечения дают лишь иллюзию взрослости (независимости). Можно поделиться своим успешным опытом, как устояли или справились. Предложить и обсудить альтернативы времени препровождения. Важно при этом сохранять максимальную дипломатичность, по возможности не требовать и ставить ультиматумы, а договариваться и вести диалог. Именно диалог оградит беседу от стиля нравоучений, который на самом деле не приносит никакой пользы.
· Иногда первое знакомство с алкоголем происходит в семье «для аппетита», на семейном торжестве – таким образом родители только разжигают любопытство ребенка. А в более старшем возрасте, так же, «невинная» рюмочка в кругу семьи, по традиционному поводу: праздник, юбилей, гости, снимается психологический барьер.
· Транслируйте ребенку принятое в вашей семье негативное отношение к алкоголизму и особенно к состоянию, которое наступает после его неумеренного потребления.
· Практикуйте встречи с друзьями без дозы алкоголя, таким образом, чтобы общение с ребенком могло быть радостным и интересным без дополнительных стимулов.
· Продемонстрируйте свою способность справляться со стрессом и неприятностями, не прибегая к алкоголю.
· Если ваш ребенок явно выпил и в таком виде первый раз показался вам на глаза, не обрушивайтесь на подростка с упреками. Не пугайтесь и не теряйте голову. Страх, гнев, жалость, груз родительской ответственности и ощущение собственной бессилия плохие советчики. Попробуйте воздерживаться от разговоров с любыми комментариями, действуйте собранно, спокойно, по-взрослому. Он решил определить ваше состояние — значит, он вам доверяет и рассчитывает на ваше понимание и помощь.
· Содержательно говорить с выпившим подростком бессмысленно, но и откладывать этот разговор не стоит. Когда ребенок протрезвеет расскажите о том, что вы чувствовали, когда сын или дочь нетрезвы: выскажите свой страх, огорчение, удивление, возмущение («Когда я вчера увидела тебя в дверях, мне стало страшно). При этом избегайте осуждающих слов и оценок («Ты меня разочаровала»), говорите только о себе. Спросите о произошедшем накануне, чтобы не соблюдать ограничения на прием алкоголя, чтобы избежать давления. Если ребенок не хочет отвечать на ваши вопросы, не настаивайте. Даже в этом случае можно сказать, например, что все произошло в случае любого неоценимого опыта. И по-настоящему важен важный жизненный урок.
Автор:
Медицинский психолог
Центра общественного здоровья
и медицинской профилактики
Калининградской области
Магер В.А.